Сумах оленерогий
По просьбе постоянной посетительницы моего сайта, уже подруги по нашему общему увлечению красивыми садами, Веры Либкиной, чудесный сад в Подмосковьи которой, Вы можете посмотреть в рубрике «Сады моих друзей», я сегодня хочу поделиться моим опытом по посадке очень красивого дерева сумах оленерогий (у него веточки бархатные, как рожки у оленят). Хочу показать его Вам в разное время года, поэтому разместила в рубрике "Зима-лето", в этой рубрике у меня все фото показывают переходы с зимней картинки на летнюю или осеннюю в одних и тех же местах сада.
Отдых в деревне, несомненно будет экзотичнее с этим шикарным растением.
Но хочу предупредить о том, что сумах оленерогий нужно сажать с оглядкой. Несомненно, это очень красивое растение. Листья большие, ярко-зеленые. А осенью!!! Глаз не оторвать: салатовые, лимонные, желтые, оранжевые, красные – и все на одном дереве! Это сказка! А бордовые свечи цветов, которые стоят потом всю зиму и даже не одну? Очень экзотическое дерево! В польских городах очень распространено, у нас как-то мало видно. Да еще и ветки вырастают за один сезон до двух метров! Мечта!
Но... начиная где-то с третьего года, эта красота начинает во все стороны выпускать корневую поросль. Ваши соседи, Верочка, скоро Вам дадут это счастье, не сомневайтесь, потому что скоро у них он везде полезет. Я уже массу людей наделила этим счастьем.
Я посадила сумах оленерогий, Вы видите на моих фото, возле качели в цветнике. Это было ошибкой, даже близко к цветникам его сажать нельзя, но я тогда не знала его свойств. Выдираю теперь все лето с цветника то тут, то там, уже на расстоянии метров четыре от дерева. Нужно сказать, что выдирается легко, отрывается от корня.
Всем соседям подарила эту экзотику, предупреждая, конечно, где сажать, чтоб потом не обижались. Правда, чтоб дать соседям, нужно с корнем выкопать, а у меня здесь уже густой цветник, жалко было его ковырять, но не могу не поделиться. Соседи не могут нарадоваться этой красоте: растет быстро и такая прелесть!
Советы по посадке. В Польше его садят посреди газона и формируют в один ствол. Вырастает дерево пышное, густое, приземистое, с толстым стволом. Напоминает грецкий орех, но компактнее, красивее. Под таким деревом замечательно в жару полежать или посидеть в тенечке. Почему не зарастает кустами вокруг? Потому что частое кошение газонокосилкой, срезает мягкую молодую поросль и она не растет.

Сумах оленерогий зимой составляет красивую композицию с другими декоративными деревьями и кустарниками
Или посадить там, где заросли мешать не будут. На маленьком участке такой угол найти сложно. Нужно же еще думать, что к соседям полезет (другое дело, если они сами этого хотят).
Кустовые заросли выглядят очень экзотично все лето, а осенью, просто фейерверк красок! Я в этом году сделала много красивых фото в своем саду, нет времени о себе написать. Но вот, благодаря Вере, хоть один уголок сада сегодня показала.
Ну, в литературе советуют еще в ограничитель сажать. Но это же не травянистый куст, что можно в ведро или распиленную бочку (я так травы агрессивные сажаю) посадить. Дереву ведь простор нужен. И глубокий ограничитель должен быть. Поэтому считаю этот способ очень трудным, почти неприемлимым в наших условиях.
Написала это все, чтобы предостеречь начинающих садоводов от засорения Ваших приусадебных участков , хоть и необыкновенно красивым, но и необыкновенно агрессивным деревом сумах оленерогий. Подобные рекомендации и к красивейшему папоротнику-срауснику, советую ознакомиться здесь.
Желаю Вам легкой работы в Ваших любимых садах!
Друзья, приглашаю к нам на отдых в усадьбу, условия отдыха вверху! Рада гостям!
Буду очень благодарна за комментарии внизу, отвечу всем, если у Вас есть вопросы.
Если Вам нравится в моем саду, прошу отблагодарить кнопочками соц. сетей под статьей, поделитесь таким образом информацией с Вашими друзьями.
16 Март 2013 в 17:10
Чудо какое-то! Спасибо, Зоечка, за статью! Вот что значит опытный садовод, а я даже не знала, что сумах агрессор. Если правда формировать его в один ствол, а поросль скашивать, как Вы предлагаете, может получиться классно! У моих соседей именно деревце в один ствол растет, но я с ними как-то не очень контактирую. Еще раз убеждаюсь, насколько красивая у Вас усадьба, глядя на фотографии, что зимние, что летние. Сказочные фотки! А крепыш сформированный на последнем фото – сосенка? Такой стволик толстенький, очень симпатично.
16 Март 2013 в 17:21
Спасибо большое, Вера! Очень приятно, что Вам нравится!
Нет, это не сосенка. На последнем фото обычная лесная ель.
Много лет назад, сажала маленькие елочки, а здсь у дорожки захотелось быстрей, принесли три штуки достаточно большие, может пятилетки.
Но у больших, естественно, при выкопке обрубили часть корней. Из-за этого они долго и мучительно приживались. Две погибли, а последняя стояла слабенькая, я решила ей помочь.
Обрезала верхушку, нижние ветки, а несколько боковых укоротила, и сняла с них часть веточек. В результате начала формировать вот таким образом.
Благодаря тому, что веток осталось мало, корни справились, и елочка окрепла. Теперь она уже здоровая, шарики густые.
Стригу, как и все стриженые ели, два раза в год. Первый раз, когда еще нежные зеленые ростки, в это время дерево легко переносит стрижку. Второй раз, по мере необходимости, если что-то за дозволенные рамки вылезло.
16 Март 2013 в 21:50
Привет,девочки! у нас это дерево называется уксусное дерево.мне оно очень нравится,НО! оно не только дает поросль от корней,но и семенами развивается!! даже на крышах проростают семена!! короче,такой зантный сорняк очень прижился на наших широтах.))))
16 Март 2013 в 21:54
когда то,на нашем участке такое дерево росло и ваться Хайнц его изничтожил и сейчас ни в какую такое больше не хочет.остается любоваться таким чудом в городских зарослях))
17 Март 2013 в 13:01
Ну надо же, такая красота!!! И ёлочка с шариками, правда, какая симпатичная! Я тоже сразу обратила на неё внимание. Зоя Александровна – супер-мастер!
18 Март 2013 в 0:05
Удивительно красиво! И прекрасно все описано!
19 Март 2013 в 2:45
Спасибо, Елена и Александр, за добрые слова! Мне очень приятно, что Вам у меня нравится!
Людмила права, сумах называют еще уксусным деревом.
20 Март 2013 в 20:38
Как приятно снова прогуляться по вашей усадьбе. Очень хорошо у Вас! И фото очень красивые. Я не умею хорошо фотографировать. А сумах у меня в некоторых местах,даже асфальт разрушил, а убрать рука не поднимается. Люблю его.
24 Март 2013 в 18:50
Вот-вот, Танечка, и у меня так. Рука не подымается выбросить. Очень уж красив!
26 Март 2013 в 15:30
Думаю, такому красивому растению можно простить излишнюю агрессивность, с которой он стремиться завоевать окружающее пространство. )))
28 Март 2013 в 17:29
Ну это да, только смотря где посадить.
12 Апр 2013 в 3:45
Очень красив! Расскажите, ещё, пожалуйста, о сумахе. Насколько он морозостоек? Какие зимы и как выдерживает?
13 Апр 2013 в 2:36
Ну, у нас в Беларуси зимует хорошо. Верхушки обмерзают, но это нисколько не влияет на декоративность. Сумах очень быстро восстанавливается. За сезон побеги могут вырасти до 2 метров.
01 Май 2013 в 7:58
До чего же хорош ваш сумах оленерогий! В Латвии его называют еще уксусным деревом. Он действительно очень декоративен и украсит участок, но очень агрессивен. Поэтому я не завожу его на своем небольшом участке. Надо жить там постоянно, чтобы следить за его порослью.
У Вас такие просторы и такая чудесная усадьба! Сколько сил, энергии и любви надо было иметь, чтобы создать все это! Восхищаюсь Вами, здоровья,сил и успехов Вам!
01 Май 2013 в 15:18
А теперь такая красота будет и у меня! Спасибо, Зоя Александровна!!!!
01 Май 2013 в 17:49
Пусть пышно растет!
01 Май 2013 в 18:00
Спасибо, Елена, за теплые слова!
Вы правы, именно из-за его агрессивности я эту статью написала, чтоб предостеречь.
12 Май 2013 в 21:06
Огромное спасибо, Зоя Александровна, за статью с прекрасными фотографиями и предостережением. Сумах оленерогий мне также нравится, а вот о его агрессии не знала. А то, что он и семенами хорошо размножается, также заставляет задуматься (cпасибо также Людмиле за предупреждение). Наверно, из-за его агрессии он точно не подойдет для участков, где дома покрыты соломенными или тростниковыми крышами.
13 Май 2013 в 1:45
Вот то, что он размножается семенами, я не буду отрицать, но я не заметила за эти годы, у меня только корневыми отростками. Может, в более теплом климате семена прорастают.
13 Май 2013 в 14:02
Да Вы, Gardensha, у нас миллионерша!! У нас только миллионеры могут себе позволить крышу соломенную или тростниковую !! Заранее извиняюсь, за Ваше рассекречивание ))))
13 Май 2013 в 19:55
Вы меня рассекретили))))) Это я лишь предположила какими бы “счастливчиками” оказались хозяева домов с соломенными или тростниковыми крышами если бы рядом с их двором рос сумах оленерогий. Не скрою, мне эти крыши нравятся, но вот не знала, что их могут позволить лишь миллионеры. Теперь придется быть “солдатом мечтающим стать генералом” )))
13 Май 2013 в 20:40
А что Вы имели в виду? Что сумах на крыши насеется?
15 Май 2013 в 9:04
У Людмилы в комментарии была фраза, что даже на крышах прорастают семена.
Я тут подумала, что на крышах они прорастают либо если человек вообще не следит за ее состоянием (возможно уже не живет никто в этом доме), либо очень много этих растений растет рядом с домом и тоже-таки никто не следит или не успевает следить за крышей. Наверняка, чтобы сумах или любое другое растение проросло на крыше должно совпасть много благоприятных факторов для семян.
Кстати, посмотрела в очередной раз фото тростниковых крыш… Они все-таки чудо
15 Май 2013 в 12:35
Согласна с Вами: тростниковые крыши – супер! В Германии может, как Людмила пишет, только у миллионеров такие крыши, а у нас в Беларуси при желании можно сделать самостоятельно: камышей на озерах гектары!!! Люди делают.
15 Май 2013 в 21:48
(((((( я не писала о рассеивании семян по крышам…с чего бы это я написала?? рядом с нами таких богачей нет)) мне бы и в голову не пришло!! по саду-да! а миллионеры могут себе позволить чистить не только крыши))хотя,признаться,и по ТВ никогда не видела в богатых усадьбах сумаха.
15 Май 2013 в 21:50
здесь камыш’ тоже растет в достатке,но никому и в голову не прийдет лезть в воду его заготавливать для крыши.да еще и умение нужно такую крышу постелить!! нужно белларусам сюда на заработки отправляться с такими предложениями.я бы первая наняла ,когда новый дом приобрету)))
15 Май 2013 в 22:11
Значит я не правильно поняла фразу Людмилы (которая от 16 марта). Ну и ладно… Зато о крышах еще пообщались:) и выяснили, что белорусы смогут (при желании) организовать хороший бизнес в Германии )))
17 Май 2013 в 1:28
Камыш не заготавливают по воде. Его заготавливают по льду, когда водоемы замерзают. Когда под Минском строили деревню-музей 17-18 веков Строчицы (избы, мельницы, деревянные церкви…), мой муж там работал столяром-плотником, приходилось и крыши такие укладывать.
17 Май 2013 в 1:31
Людмила, а в Вашем комментарии от 16-го, действительно, есть фраза “даже на крышах семена прорастают”, поэтому у нас и пошла дискуссия о тростниковых крышах.
Ну и ладно, мило пообщались)))).
17 Май 2013 в 14:00
ой,Зоечка,как интересно!!!надо же!!
17 Май 2013 в 14:05
девчонки! извиняюсь и задним числом!!! могла написать,под руку то Хайнц еще подсказывал-рассказывал.с его слов,похоже,и написала.сама и забыла,потому что,видеть не приходилось)))) а кстати,сады на крышах последний писк моды садов!! нужно,только,хорошенько изоляцию оборудовать))
и еще подумалось,что тромпету-кампсис можно и у основания горки пустить.вот,он бы ее как закрутил!!получилась бы такая башня цветная!! они же еще и разным цветом существуют!!
19 Май 2013 в 1:43
Да, сады на крышах – писк моды. Причем, по всему земному шару. Только растения нужно тщательно подбирать, и да, изоляцию…
И еще с поливом сложно, там быстро пересыхает почва. Но красиво, мне очень нравится!
19 Май 2013 в 14:34
ПИОНЕРЫ,БУДьТЕ ГОТОВЫ!!!!!!!!!!
взвейтесь кострами синие ночи!
мы ,пионеры,дети рабочих!
Я был когда-то пионером,
И в то, что будет коммунизм
По-детски искренне я верил,
Поскольку был душою чист.
Я по утрам свой алый галстук
Горячим гладил утюгом,
В кино переживал за Красных
И собирал металлолом,
Маршировал под барабаны,
Любил, когда играет горн,
Цветы дарил я ветеранам
И обожал ночной костёр.
Я помню, как до «синей ночи»
Мы пели песни у костра
О том, что «дети мы рабочих»,
Что ждёт нас светлая пора.
И мы «всегда готовы» были
Хоть в космос, хоть на целину,
В забой, чтоб «сказку сделать былью»,
А если надо — на войну…
Забыт давно и галстук алый
И пионерский тот салют,
Теперь другие идеалы
И песни новые поют.
Давно уж старый горн в утиле,
А цель былую — коммунизм,
Для многих нынче заменили
Нажива, алчность и цинизм.
С весёлой грустью вспоминаю
Времён далёких дребедень,
А девятнадцатое мая
Теперь простой весенний день!
19 Май 2013 в 14:35
думаю на крышах организуют капельный полив .путем оборота воды.
19 Май 2013 в 21:37
Наверно, найдется очень мало людей равнодушных к садам на крыше. При правильном уходе они превращаются в настоящие шедевры.
19 Май 2013 в 23:46
Да, я была активной пионеркой и комсомолкой в свое время, стихи и про мое детство…
19 Май 2013 в 23:49
Я очень много садов на крыше видела в Америке, когда получила в подарок за победу в конкурсе моего сада и сайта трехнедельное путешествие в Орегон.
Кто еще не видел, загляните в рубрики о Портленде и Орегоне, прогуляйтесь по Японскому и Китайскому садам. Сказочно красиво!
19 Май 2013 в 23:52
Кстати, подземный капельный полив у них, американцев, и в садах у дома устроен. Только вентиль поворачивают, когда стоит сухая погода, и сад поливается без затрат времени и труда.
Не то, что я, до часу ночи комаров собой кормлю, поливая цветники))).
20 Май 2013 в 11:09
Ну, капельный полив и в России, и в Турции, и на Канарах (вообще, на улицах). Это же не новое изобретение. Он имеет один, но огромный недостаток!! Работает на электричестве(((( Но для крыш -самое то. Круговорот воды. Может, и на солнечных батарейках работает??? Нужно в инете почитать. Там массы советов, как такие крыши обустроить.
Зоечка, я рада, что, как то повеселила тебя.
А что с горкой? Может, я могу Веру на другой сайт отправить ее посмотреть??
У нас клубника уже ягоды набирает!! Вчера первый раз в этом году поливала. Все суховеи стоят. Сегодня тучки, тучки и холодно. Может, накапает что??? И у нас с комарами -жуть!! Приходится брызгаться от них-здорово помогает!! А у Вас же, в Беларусии, поди, выпускают еще гвоздичный одеколон?? Он отлично отгоняет!! И укусы залечивает!!
20 Май 2013 в 22:25
С комарами и у нас в этом году просто жуть! Тоже брызгаемся всякой гадостью. Нужно поискать одеколон “Гвоздика”, даже не знаю, есть ли он теперь в продаже.
По поводу горки, знаю, что нужно показать. Но для меня это проблема. Вот если бы ты прислала штук 5-8 лучших и разных фото про создание горки и штук 5-8, как она выглядит уже заросшая, и к каждой фотографии описание, что, для чего и как там делалось, я бы поставила сразу. Ну типа, фото 1 – это мы сделали то-то и то-то, на фото 2 это закладываем… А то ведь я ничего там не знаю, а фотографий, наверно, под 100 штук. Если нет желания и времени писать, то может, дать Верин e-mail? Вышлешь ей фотографии в личную почту. Хотя жалко, что не будет статьи для всех про создание твоей замечательной горки. Но я же не могу ее написать, я эту горку не делала.
Или напиши в личку мне, куда Веру отправить, пусть посмотрит на другом сайте, если, как ты пишешь, твоя горка есть на другом сайте.
Здорово, что у Вас уже клубника скоро будет! У нас только начинает зацветать.
У нас дожди проходят вовремя, поливать в этом году пока не требуется. Это я имела в виду прошлые года.
20 Май 2013 в 22:55
да,дорогая,пришли мне ее адрес лучше.так мы сможем договориться о подробностях интересующих ее .а то фото все важны для начинающего.я то уж знаю.сколько ночей не спанных-передуманных.сколько перечитанной литературы!!
20 Май 2013 в 23:57
ДРУЗЬЯ, осталось мало до окончания конкурса, а меня только сегодня пригласили. ПОМОГИТЕ ПОБЕДИТЬ, ПОЖАЛУЙСТА!!!http://vk.com/id115079131 ,http://www.7dach.ru/Viazynka/bez-tehniki-krasivyy-sad-sozdat-nevozmozhno-1401.html#.UZqMmbX0FKY .
ТОЛЬКО ЛАЙК НУЖНО ПОСТАВИТЬ, не столь важно здесь
НО ВАЖНЕЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА КАЖДЫЙ ГОЛОС!!!
30 Май 2013 в 17:22
Добрый день! Очень прошу помочь мне советом по сумаху. Подарили недавно несколько штук поросли в горшке. Там было корешка три с идущими вверх отростками. Один отдала маме, а два других посадила у себя. И вот смотрю на них, и сердце кровью обливается – 2-летний побег (уже с корой) завял, побеги второго куска корня тоже пожелтели (( Скажите, даже если сами побеги погибнут, вырастут ли из кусков корней другие веточки? Или это уже всё? ((( Вижу, что желтеют и вянут – хочется же полить обильно. Поливаю, хотя этого делать нельзя (( Очень расстроена..
30 Май 2013 в 17:38
Дарина, ну почему нельзя поливать? Если они уже в почве, поливать можно. Это в горшке корни загнить могут при чрезмерном поливе. А в почве лишняя вода уйдет в стороны и вниз.
Далее, почему желтеют?
Причины могут быть разные. Но в данной ситуации предполагаю, что Вы с дома высадили сразу на улицу в солнечные дни. И они сгорели на солнце. Я обычно на недели две выношу горшки с любой рассадой в сад, где-то под крону дерева, чтоб солнце попадало рассеяно. И они постепенно привыкают к ветру и к солнцу. А потом только высаживаю на солнечном месте.
Сразу в сад можно садить, если пришла пасмурная, дождливая неделя. Или притенять на несколько дней воткнутыми ветками с листьями или любой другой ширмочкой, рассеивающей солнечные лучи.
Подходит Вам эта причина?
30 Май 2013 в 17:41
И Вы особо не переживайте, Дарина, они живучие. Корни выпустят новые ростки. Только учтите то, что я в этой статье написала, они очень агрессивные. выберите место для посадки, чтоб потом не бороться с порослью. Пишите, всегда рада буду быть полезной!
31 Май 2013 в 9:49
Всё ясно! Огромное спасибо за помощь! Будем ждать воскрешения
)
31 Май 2013 в 15:01
Мне приятно быть полезной! Обращайтесь без стеснения всегда.
14 Апр 2014 в 9:20
Здравствуйте, дрогая Зоя! Как же у Вас все красиво! И сумах этот-просто мечта! К сожалению у меня в садочке для него места маловато. Очень благодарна Вам за Ваш сайт-так много интересного материала и красоты неописуемой! Здоровья Вам, успехов! С уважением, Елена.
14 Апр 2014 в 16:30
Елена, мне очень приятно, что мой сайт приносит пользу, и что Вам нравится в моем саду. Буду рада часто Вас здесь видеть! А поскольку вижу только тех, кто комментирует, находите пару минут для комментария. Мне очень приятно общаться с моими читателями!
30 Апр 2014 в 11:36
Здравствуйте Зоя Александровна! Очень понравилась Ваша усадьба! Фотографии шикарные, смотреть одно удовольствие!Я тоже потихоньку мастерю себе райский уголок в подмосковье.Прочитала о Сумахе оленерогом и посмотрела ваши фото и поняла,что именно его мне и надо!Зоя Александровна я бы купила у Вас этакую красоту, приехала бы из Москвы ради этого. Если Вы не против как можно это сделать.С уважением Виктория.
30 Апр 2014 в 14:53
Дорогая Виктория, ехать из Москвы за сумахом специально???? Очень дорогой получится! Не думаю, что у Вас его нельзя купить на рынках или в садовых центрах.
Я сейчас не в Беларуси (почитайте в рубрике “Северный Кипр” самую нижнюю статью “Как я попала на Сев. Кипр”).
Но усадьба наша работает, принимает отдыхающих, там остались дети руководить (только не кормим сейчас). Приехать на отдых можно. Собирайте компанию, приезжайте на Олимпиаду или просто посмотреть Беларусь, сделать покупки в Минске.
Сумах я Вам и подарить могу. Поруковожу отсюда, где выкапывать. Но проще будет поискать на месте, попробуйте через интернет найти в Подмосковье или Москве.
В крайнем случае, если не найдете, летом ко мне будут лететь дети через Москву, корни можно завернуть в мокрую ткань, а листья частично удалить, он живучий. Дети привезут Вам (в подарок) несколько небольших с корнем саженцев сумаха (он быстро растет), а Вы за это отвезете их в Домодедово. Договорились?
30 Апр 2014 в 17:12
Зоя Александровна, спасибо что ответили мне. Я уже искала в Москве, но нашла с начала сумах сортовой- у него листья какие то не такие как у вашего более резные и прозрачные что ли, потом нашла место где говорят есть видовой. А ваш сумах сортовой или видовой? Уж очень листья у вашего красивые, на фотографии похожи на крымскую акацию. Буду рада если Вы мне ответите.
30 Апр 2014 в 18:37
Виктория, но возможно, сортовой не такой агрессивный, не засорите свой сад корневыми отпрысками.
Я не знаю, какой у меня. Обычный сумах оленерогий. Я даже не знала, что они бывают сортовые.
23 Май 2014 в 17:33
Зоя, увидела на Ваших фото сумах и просто в восторге от него. Когда-то давно увидела его в чьем-то саду и думала что это какая-то безумно дорогая и редкая экзотика, а оказывается все так просто. Осенью купила его, посадила, подвязала к колышкам, чтобы рос ровно, замульчировала травой, укутала укрывным материалом на зиму, а весной оказалось что верхушка у него совсем сухая. Я отломала часть верхушки и очень расстроилась конечно. Наверное я очень сильно его хотела у себя иметь, поэтому и не получилось. Но может быть он еще оживет или пустит поросль? Не пойму только что я сделала не так?
23 Май 2014 в 23:46
Не переживайте, Марина! Верхушки у сумаха почти всегда обмерзают. Даже у взрослых, в нашем климате. Выпустит Ваш сумах где-нибудь снизу веточку или несколько и будет расти. Еще такой за лето вымахает! Если, конечно, Вы его не совсем уж закутали, и не сопрел он у Вас.
И еще подумайте, прочитав эту мою статью, правильно ли Вы выбрали для него место.
Я сначала посадила три сумаха в “Зеленой комнате”, а потом увидела, как здесь возле качели пошла расти поросль, и убрала из “комнаты”.
05 Июнь 2014 в 21:43
Ужас, эх, сумах, ты сумах
Я его давно на Ваших фото заприметила, и только сегодня добралась до этой статьи. Раньше, когда я его видела в интернете, особенно голые ветки, мне он не нравился, но я была сражена Вашей фразой о том, что у него веточки бархатные, как рожки оленят. Я подумала. ах, какое милое деревце, да и еще и мега-декоративное. И вот оказывается , что он жуткий агрессор. Интересно, ограничитель какого размера подойдет? Иначе с корнями не совладать! А ветки у него хорошо гнутся? Можно из них, к примеру, плетень сплести?
21 Июнь 2014 в 1:24
Мне его агрессивность очень нужна – участок продувается с моря сильнейшими ветрами, метров пятьдесят от моего края огорода и до дороги – просто пустырь,куча травы, и сумах помог бы – растет быстро, выглядит издалека красиво,а еще и семенами можно размножить – просто спасение!! Есть у кого-нибудь семена? Пересылку оплачу, могу и сверху добавить,если надо. Видела эти деревца не раз, они действительно бесподобны! Теперь мечтаю))
25 Июнь 2014 в 12:52
Рада, Люлмила, что подсказала Вам идею! Именно для таких мест сумах очень подойдет.
Вот только про размножение семенами я не слышала. Он так разрастается корневыми отростками. Просто прут во все стороны с третьего года!
03 Июль 2015 в 13:26
Добрый день!Я живу в Санкт-Петербурге. Это дерево великолепно растет уже 4 года.Зимой замерзает, а весной восстанавливается.
04 Июль 2015 в 20:59
В Беларуси обмерзают только кончики ветвей.
Спасибо за комментарий, Алексей.
29 Июль 2015 в 22:31
Зоя Александровна. Красота, конечно, у вас…Словами не передать. Видно сколько труда вложено. Вы у нас были ка-то в Плебани в художественной галерее на выставке Решетникова А.И. Зоя Александровна, я бы хотела приобрести у Вас сумах оленерогий и на территории галереи посадить,( теперь это уже центр традиционной культуры и быта) и дома в деревне. Я позвоню вам в ближайшее время…
30 Июль 2015 в 0:24
Алла, я сейчас не в Вязынке. У меня внук получил в Минске грант на обучение в Американском университете на Северном Кипре, и я с ним уже 2 года на Кипре. Но в усадьбе меня заменяет моя дочь сейчас. И, конечно, договоримся. Сейчас рано, это осенью надо делать. Вы мне здесь пишите на сайте, я потом дочери скажу, где можно выкопать. Буду рада помочь Вам.
Я буду очень рада быть Вам полезной. Зарегистрируйтесь на сайте вверху справа на мои бесплатные рассылки. Сразу получите в подарок мою мини-книгу “ВАШИМ САДОМ ВОСХИЩАТЬСЯ БУДУТ НЕ ТОЛЬКО ВАШИ ДРУЗЬЯ”.
Можете и вопросы задавать на сайте, я с радостью отвечу и помогу, если Вам будет нужно. Только не забывайте ставить галочки “получать уведомления о комментариях”, иначе забудете, где задавали вопрос и не найдете ответа.
09 Сен 2015 в 15:44
Просто чудо какое-то Ваша усадьба!!!
Подскажите,пожалуйста, можно ли сажать Сумах в октябре?
У меня есть возможность купить и посадить эту чуду, но как лучше это сделать?
Спасибо!
09 Сен 2015 в 21:00
Спасибо за добрые слова, Олеся.
Можно и в октябре. Сумах неприхотливое растение. Верхушки зимой могут обмерзнуть, но он быстро восстановится, выпустив новые ветки.
10 Сен 2015 в 6:31
Зоя,спасибо за Ваш ответ.
Какие растения можно посадить с Сумахом рядом?Мне кажется,что Сизая Ель будет очень гармонировать….А какие ещё Вы рекомендует?
10 Сен 2015 в 20:11
Олеся, а Вы статью эту прочитали?
Что Вы ни посадите рядом с сумахом, он все заполонит. Его или где-то на пустыре, чтоб сумах через несколько лет закрыл пустырь своими зарослями. Или очень красиво посреди газона, чтоб вокруг скашивалось (так в Польше садят). Вырастет красивое пышное одно дерево.
11 Сен 2015 в 5:52
….видимо не очень внимательно.
Спасибо Вам за ответы.
11 Сен 2015 в 21:38
Обращайтесь, Олеся. Буду всегда рада помочь.
27 Сен 2015 в 0:54
Добрый вечер.Насмотрелась на вашу красоту и приобрела 2-х метровый саженец-дерево в один ствол.Хотелось бы его сформировать посимпатичнее,на штамбе разветвленную пышную крону.Что для этого нужно сделать и когда?Спасибо.
28 Сен 2015 в 12:30
Ольга, сумах и сам хорошо разветвляется. После зимы обмерзают верхушки и ветки выпускают много боковых побегов.
Если Вам не понравится какая-то длинная ветвь, просто обрежьте ее, оставив 14 или 13, и она скоро будет пышной. Делать это надо весной или, в крайнем случае, в начале лета. Если хотите на штамбе, а у Вас начали расти ветки снизу, просто удаляйте их в самом начале роста.
Штамб достаточно высотой 1 м, поэтому посмотрите весной, как перезимует, и если будет весь 2-метровый жив, обрежьте его, оставив приблизительно 1200 см. Потом следите, чтоб боковые побеги были только в верхней части. Внизу все обламывайте, как только начнут вылезать.
Весной напишете. В зависимости от того, как перезимует, будем вместе формировать.
28 Сен 2015 в 21:09
Спасибо большое за Ваш полезный совет и консультацию.Весной обязательно вам отпишусь.Всего доброго.
28 Сен 2015 в 23:41
Спасибо!
Ольга, от высоты оставшегося после зимы побега зависит способ формирования, поэтому весной мы вернемся к этому вопросу.
Удачи Вам в садовых творениях и, вообще, в жизни!
Буду рада общению на сайте! За зиму нужно успеть запланировать весенние работы и наметить планы переделок в саду. Буду рада помогать в этом, если у Вас возникнут вопросы.
12 Дек 2015 в 9:28
Сумахи растут у меня прямо на улице перед двором более десяти лет.Чтобы не росли высокими обрезаю каждую весну в конце февраля(севернее,наверное надо позже) ,оставляя две почки или 15 см .Ветки нахально растущие вверх тоже обрезаю совсем .Получаю такие вот рожки оленьи .Формировать начала сумах с первого года посадки.
Касаемо борьбы с порослью -так это пару раз за лето скашиваем как траву и все ! Хочу добавить -если сумах посажен в необработанной земле ,поросли меньше,а в пуховой ,раскопанной и прополотой -это космическая скорость !
13 Дек 2015 в 3:21
Вера, спасибо большое, что поделились своим опытом.
Друзья, если Вам интересно, загляните в красивый сад Веры, там сможете найти много того, что стоит перенять: http://vasha-usadba.com/?p=6971.
11 Май 2016 в 22:45
Здравствуйте Зоя! Приобрела в ботаническом саду небольшой саженец сумаха, с мягкими почечками! Посадила его отдельно от цветов! Буду ждать красоту как у вас! !!
23 Июнь 2016 в 10:46
Необыкновенно красивое дерево.Даже не слышала о таком. Интересно, будет расти на Урале?
23 Июнь 2016 в 23:11
Будет. Сумах растет на Урале. У меня были читатели, которые об этом писали.
02 Окт 2017 в 12:21
Здравствуйте, Зоя Александровна! Хочу посадить сумах в клумбу пока без всякой растительности. Но дело в том, что эта клумба находиться с северной стороны дома и поэтому всегда в тени. Как Вы считаете, будет ли расти сумах в тени? И еще вопрос, как распознать женская это ослбь или мужская. Пишут, что мужские экжемпляры не цветут. Жду с нетерпением ответа.
02 Окт 2017 в 21:32
Добрый день, Ольга! Сумаху нужно солнышко, в тени он не будет красивым, а может и вовсе погибнет, это теплолюбивое растение.
Не рекомендую сажать в цветнике, лучше на газоне, и косить регулярно вокруг, об этом в статье написано.
Насчет мужских, женских, не знаю как отличить. Везде написано, как отличить мужские цветки от женских, но как отличить само деревце, я не знаю.